-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2022
Ссылка на статью в журнале кликабельна ниже в графе автор/источник по ФИО. Стр. 17
Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие эмоциональное состояние, приведены типы восприятия эмоций, а также приведены основные направления эмоционального развития старшего дошкольника.
Ключевые слова. Эмоции, эмоциональное состояние, дошкольники, эмоциональная регуляция.
Старшие дошкольники могут правильно направлять свое внимание на эмоции, различать и сравнивать эмоции, и уже воспроизводить их по образцу, и индивидуально. В исследованиях Е.М. Лысенко [2] отмечено, что дошкольники умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сочувствуют и успокаивают, так как они способны распознавать эмоции, а такое умение позволяет им активировать общение и коммуникабельность. Г.М. Бреслав отмечает, что: «Эмоциональные состояния – переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания» [1, с. 25]. К пяти годам дошкольник становится смышленее. Он может назвать эмоции по картинкам: радость, грусть, гнев, удивление, испуг, а также рассказать и о своем настроении, может их копировать, и определить эмоциональные состояния героев сказок и маленьких рассказов. Дошкольники воспринимают и наиболее сложные эмоции: гордость, удивление, страх. Отмечено, что с возрастом понимание причин эмоционального состояния у них углубляется. Также замечено, что в средней группе дети свое внимание уделяют удовлетворению своих потребностей, а в старших группах они свое внимание направляют на сферу межличностных отношений. Следующая ступень эмоциональной регуляции - это развитие у детей навыков произвольного поведения и управления эмоциями. В данном случае важную роль выполняют нравственно - этические и личные качества. Дошкольники различают понятия: «хороший - плохой», «добро - зло», «правда - неправда» и т.д. Ими уже понимаются правила поведения и их нормы, но недостаточно эмоциональная регуляция. Отмечено, что наиболее активно у детей в эти годы развивается способность понимать эмоции других людей по мимике. Так, А.М. Щетинина [4], которая работала с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по проблеме развития способностей восприятия эмоций других людей, по мимике, выделяет несколько типов восприятия эмоций. Ниже приводятся их типы. Довербальный тип. Ее опознание обнаруживается, когда дошкольник делает выражение лица, соответствующее характеру конкретной ситуации. Диффузно - аморфный тип. Дошкольник называет эмоцию, но воспринимает ее нечетко и поверхностно. Диффузно - локальный тип. Здесь выделен единственный элемент эмоций только глазами. Аналитический тип. Эмоции познаются с помощью экспрессии, где дети опираются на выражение лица. Из литературных источников известно, что период дошкольников является периодом аффективных переживаний, а сами эмоции носят нестойкий характер. Так, О.П. Тузова пришла к выводу, что основные направления эмоционального развития старшего дошкольника заключаются в следующем: « - усложнение эмоциональных проявлений и их регулирования в деятельности и поведении; - формирование моральных и социальных эмоций, происходит становление эмоционального фона психического развития детей; - дети овладевают навыками эмоциональной регуляции, что позволяет им сдерживать резкие выражения чувств и перепадов настроения» [3, с. 259]. Таким образом, можно констатировать, что в старшем возрасте дошкольников закладывается основа понимания всех эмоций, он не только учится контролировать свои эмоции, но и понимать эмоциональные состояния других. В дошкольном возрасте ребенок только учится контролировать свои эмоции. Все - таки родителям приходится вникать в их внутренний мир. И, если маленьким детям не уделять больше внимания, не вникать в их проблемы, им труднее справляться с эмоциональными сложностями, они ведь только их познают. Тогда дети допускают больше своих ошибок, и они не научатся правильно выражать радость, или обиду. Необходимо им быть открытыми, доверять взрослым свои чувства, а не замыкаться в себе. Это очень серьезный коммуникативный барьер. Он и будет расти неуверенным в себе, с трудностями по развитию и формированию своей личности. Ведь эмоции, действительно, отражаются на личности детей, его характере, они или помогают, или ему мешают в познании самого себя. Д.Б. Эльконин [5] указывает, что эмоции развиваются поступательно, по мере взросления детей они усложняются. Умение правильно реагировать на события - самая важная роль дошкольника. В нем в связи с общим развитием появляются(закладываются) новые навыки, потребности, мотивы социального опыта. Ведь эти эмоции являются состоянием психики, которые напрямую относятся к самому себе, а в целом к миру. С помощью их он учится правильно жить, откликаться, не замыкаться в себе, уметь понять и контролировать себя, быть самодостаточным, и самосовершенствоваться. С возрастом дошкольники развиваются согласно их психофизическим особенностям, а значит, приобретают устойчивость и их эмоциональные состояния. Так, у старших детей наблюдается подлинная забота о близких людях. Об этом говорят их поступки, они их не беспокоят по пустякам, стараются не огорчать, рассказывают о своих впечатлениях, а к сверстникам уже имеют длительную привязанность, выбирают друга по своему характеру.
Список использованной литературы
1. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. – Москва: Академия, 2007. – 238 с.
2. Лысенко Е.М. Дошкольный возраст и его особенности / Е.М.Лысенко. – Москва: Академия, 2006. – 121 с.
3. Тузова О.П. Эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста как психолого - педагогическая проблема / О.П. Тузова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 12 - 1. - С. 259 - 262. - https: // www.elibrary.ru / item.asp?id=41519121
4. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
5. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б.Эльконин. – Москва: Издательский
центр Академия, 2008. – 384 с.
Поделиться в социальных сетях:
Эмоциональное состояние дошкольника