-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2022
Ссылка на статью в журнале кликабельна ниже в графе автор/источник по ФИО. Стр. 77
Аннотация: Ребенок в дошкольном возрасте начинает приобретать новые черты и качества характера, получает свежие знания об окружающем его мире, которые зачастую могут вызвать у него чувство тревоги. Определить степень данного эмоционального состояния можно при помощи различных методик, позволяющих своевременно выявить и помочь малышу справиться с ним.
Ключевые слова: тревога, эмоциональная сфера, диагностика, дошкольник, коррекционная работа.
В настоящее время большинству родителей приходится уделять много времени работе, особенно данное явление наблюдается в эпоху кризиса и безработицы, когда люди боятся потерять свое место. В этих условиях время на воспитание детей существенно не хватает. Следовательно, подрастающее поколение часто остается предоставлено само себе и черпает всю недостающую информацию из сети интернет, которая далеко не всегда является полезной для малыша. Благодаря развитию информационных технологий на психику ребенка ежедневно обрушивается огромный поток новостей, с которыми он не всегда способен самостоятельно справиться, что является одним из факторов, усиливающих тревожное состояние дошкольника. Следовательно, вопрос об эмоциональной сфере и о процессах, на него влияющих особенно актуален в наше время. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека часто переживать сильное волнение по незначительным поводам. Причиной данного явления могут быть либо личностное образование, либо связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, возможно, и то и другое одновременно [2, С. 29]. Данное чувство свойственно человеку в любом возрасте. У детей в период от 1 до 3 лет очень сильно проявляются страхи, вызванные резкими громкими звуками, неожиданной болью, к примеру, при вакцинации, в результате которой возникает отрицательная реакция на врачей. В следующем возрастном промежутке от 3 до 5 лет можно наблюдать такие детские страхи, как боязнь темноты, замкнутого пространства, одиночества, что становится причиной чувства тревоги. В период от 5 до 7 лет не редко возникает еще и страх смети. Очень часто родители не могут определить: из - за чего тревожится их ребенок. У них возникает вопрос, какие могут быть проблемы в его возрасте? Если он одет, накормлен, имеет достаточно игрушек и друзей, родственники его любят. Не смотря на это, при 78 наблюдении за детской тревожностью сразу становится понятно, что у малыша не все так гладко, как кажется взрослым. Данное эмоциональное состояние никак нельзя игнорировать, при этом не важно: о мальчике или девочке идет речь, родителям стоит быть внимательными и вовремя отреагировать на те, или иные проявления чувства тревоги [5, С. 42 - 52] В настоящее время существует множество методик, позволяющих определить тревожное состояние дошкольника. Одной из них является тест - рисунок, когда ребенка просят что - либо изобразить, а потом происходит расшифровка результата. В первую очередь следует проанализировать палитру рисунка, если все цвета соответствует реальной действительности, то есть небо голубое, а листва зеленая, то это свидетельствует о том, что ребенок находится в состоянии душевного равновесия и согласия с самим собой. Если в большей степени преобладает красный цвет, из этого следует, что дошкольник взволнован и агрессивен, возможно, на кого - то обижен. Присутствие в чрезмерном количестве синих оттенков говорит о том, что настроение у ребенка находится в упадке, либо он очень скучает по кому - то из близких людей. Черный цвет в сочетании с сильный давлением на карандаш, вплоть до разрыва бумаги должен насторожить взрослых, так как говорит о том, что дошкольник чего - то боится или находится в состоянии стресса. Помимо цвета, сюжет рисунка так же расскажет о многом, например, если малыш изображает героев любимых мультфильмов и сказок - это свидетельствует о том, что дошкольник чувствует себя комфортно и готов к познанию окружающего мира. Изображение домашних животных добрыми и пушистыми говорит о том, что эмоциональное состояние ребенка находится в равновесии, а если нарисованный зверь выглядит агрессивным и жестоким, то может быть свидетельством проблем с эмоциональным состоянием малыша. В случае, когда из раза в раз на рисунках повторяются катастрофы, землетрясения, наводнения и так далее, то это должно заставить родителей обратиться к специалисту, так как говорит об излишней тревожности [1, С. 1 - 8]. Согласно рекомендациям психологов коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях. Первое заключается в мероприятиях по повышению самооценки ребенка, заключающееся в проведении различных игр. Второе направленно на обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, реализуемое в осуществлении ряда несложных упражнений. Третье заключается в отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка, что поможет дошкольнику правильно реагировать на сложные жизненные ситуации. Работа по всем трем направлениям может осуществляться как параллельно, так, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно. При избрании направления в деятельности не следует забывать о таком, не маловажном моменте, как индивидуальные особенности каждого ребенка [3, С. 1 - 7]. Таким образом, чувство тревоги достаточно частое явление, проявляющееся в наше время, вызвано оно как внутренними, так и внешними факторами. К первым можно отнести индивидуальные психологические особенности ребенка, ко вторым – влияние семьи, детского сада, СМИ и т.д. В настоящее время существует множество методик по определению уровня тревожности ребенка. И в случае, когда данное эмоциональное состояние имеет достаточно высокий показатель, необходимо оказать определенную 79 психологическую помощь, проведя работу по выявлению и устранению причин тревожного состояния дошкольника.
Список используемой литературы:
1. Барышникова Е.В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 4. - С. 1 - 8. URL: https: // cyberleninka.ru / article / n / issledovanie - trevozhnosti - detey - starshego - doshkolnogo - vozrasta
2. Калашникова А.А. Особенности проявления тревожности у дошкольников // БМИК. - 2018. - №1. - С. 29. URL: https: // cyberleninka.ru / article / n / osobennosti - proyavleniya - trevozhnosti - u - doshkolnikov
3. Костина Л.М. Игровая коррекция тревожности у дошкольников // Вестник МГТУ. - 2004. - №2. - С. 1 - 7. URL: https: // cyberleninka.ru / article / n / igrovaya - korrektsiya - trevozhnosti - u - doshkolnikov
4. Тимофеева О.А. Факторы возникновения и развития тревожности у старших дошкольников // Бюллетень науки и практики. - 2018. - №1. - С. 1 - 5. URL: https: // cyberleninka.ru / article / n / faktory - vozniknoveniya - i - razvitiya - trevozhnosti - u - starshih - doshkolnikov
5. Чернобровкина С.В., Гусарова В.В. Воображение как фактор проявлений тревожности и страхов у дошкольников // ОмГУ. - 2016. - № 2. – С. 42 - 52. URL: https: // cyberleninka.ru / article / n / voobrazhenie - kak - faktor - proyavleniy - trevozhnosti - i - strahov - u - doshkolnikov
Поделиться в социальных сетях:
Тревожность, как проявление эмоциональной сферы детей дошкольного возраста