2021

Особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Ссылка на статью в журнале кликабельна ниже в графе автор/источник по ФИО. Стр.42

Современное общество в условиях стремительных изменений и новых технологий диктует свои требования к человеку. Наука педагогика в наши дни направлена на формирование активной, интеллектуальной, универсальной личности, способной к быстрому реагированию на изменения, а также творческому подходу к выполнению задач. Ученые в области психологии и педагогики видят тесную взаимосвязь между эмоциональной сферой личности и его интеллектуальном развитии. От степени проявленности чувств и эмоций зависит и умственная активность человека. Весь образовательный процесс в детском саду направлен на воспитание и развитие ребенка. Под развитием детей чаще всего имеют в виду интеллектуальное развитие, именно развитию эмоциональной сферы детей уделяется недостаточное количество внимания. С каждым годом ситуация в детских садах усугубляется, дети приходят с нарушениями в развитии, особое место занимают нарушения в эмоционально-волевой сфере. Такие дети редко сопереживают, удивляются и восхищаются, их интересы ограничены, а игры однообразны [2, с. 52]. Развитие детей дошкольного возраста происходит во всех его проявлениях, как психических, так и физиологических. Появление новых социальных ролей (детский сад, развивающие дошкольные занятия, спорт) способствуют яркому эмоциональному отклику у ребенка. «Под эмоциями (лат. emoveo – потрясаю, волную) понимается целостная субъективная реакция психики человека на воздействие внешних или внутренних раздражителей, проявляющаяся в виде конкретных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости или огорчения, уверенности или страха и т.д.)» [3, с. 5]. Проявление эмоций в дошкольном возрасте происходит импульсивно и непосредственно. Причиной тому служит неумение контролировать свои реакции на внешние события, вследствие этого эмоции управляют ребенком. Характер эмоций дошкольника, как правило, яркий и непроизвольный. Окружающие без труда могут определить то или иное проявление ребенка, так как оно воспроизводится как с помощью мимики, так и благодаря поведенческим реакциям. Развитию эмоциональной сферы дошкольников служит коллективная деятельность, а именно – ситуации соперничества. Они вызывают появление яркой палитры эмоций у детей. Помимо эмоций, дети непрерывно испытывают те или иные чувства, которые отвечают всевозможным социальным потребностям. Чувства детей выражают их отношение к окружающей действительности, людям¸ самому себе. «Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки» [3, с. 5]. Дошкольники испытывают яркие чувства и эмоции при сравнивании себя с любимым персонажем. Это сравнение проявляется лишь в воображении ребенка. А степень испытываемых чувств достигает того, что ребенок уверен, что он поступит именно так, как его герой на экране (или в книге). На процесс развития эмоциональной сферы детей оказывает качество их коммуникации, как с родными, так и с друзьями. На то, какие эмоции испытывает дошкольник, оказывает влияние отношение к ребенку извне. Ему важна внешняя оценка, одобрение и похвала. Взаимоотношения и поступки людей являются производителями чувств дошкольника: радости и печали, нежности и суровости, сочувствия и безразличия. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста ярко проявляется в ведущем для их возраста виде деятельности – игре. Разнообразные формы игры формируют в детях эмоциональное единство [1, с. 74]. Высшие чувства зарождаются в детях уже с двух-трех лет. Такое развитие предопределено общением с окружающим ребенка обществом и появлением коллективной деятельности. Эмоциональное развитие – это необходимый фактор в воспитании ребенка, его адаптации к социуму и направлено на понимание своих эмоций и чувств, а также на выстраивание эмоционального баланса. Формирование эмоциональной сферы дошкольников направлено на самопознание и на совершенствование навыков коммуникации. Особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста служат проявленные эмоции ребенка, сформированные вследствие изменений его жизнедеятельности и стремительной динамикой взаимоотношений с окружающими. По мере развития, ребенок чаще видит в себе изменения, по-разному реагирует на одни и те же события, тем самым проявляя разнообразные чувства и эмоции. Умение владеть эмоциональной сферой дети дошкольного возраста обретают лишь ближе к школьному периоду. Характер эмоциональных проявлений не уменьшается, а уровень контроля над собой увеличивается. Важно всем взрослым, участвующим в воспитании и становлении личности ребенка понимать его возрастные особенности и служить наставником и помощником в этом непростом, но ярком мире. 

… 

1. Дюкарева Д.А. Особенности восприятия эмоций человека дошкольниками // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сб. науч. трудов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. / под ред. Г.Ю. Лизуновой. 2019. С. 73-76. 

2. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51-55. 

3. Реверчук И.В. Психофизиология и патопсихология эмоций и чувств: уч. пособие. Ижевск: ИГМА. 2016. 56 с. 

Жильченко А.Н.