-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2021
Ссылка на статью в журнале кликабельна ниже в графе автор/источник по ФИО. Стр. 44
В данной статье подробно рассмотрены особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Особое внимание уделено развитию у детей эмпатии и влиянию на ее развитие, приведены исследовательские данные. Также, проанализированы задачи, стоящие перед дошкольными учебными учреждениями, диагностические методики эмоционального состояния детей
Ключевые слова: дошкольник, ребенок, эмоции, эмпатия, сопереживание, воспитание, развитие
Рассматривая дошкольный возраст, можно прийти к выводу о том, что данный период жизни человека является временем приобщения к общечеловеческим ценностям и временем установления отношений с людьми в целом. Развитие личности с малых лет формируется при роли процесса самопознания, умении выражать собственные эмоции, умении понимания эмоционального состояния собеседника. Именно через синтез самопознания и понимания эмоционального состояния и поступков других людей, через совокупность этих понятий, формируется эмпатия у ребенка. До 3-х лет у ребенка практически нет проявлений эмпатии, однако со временем, у детей дошкольного возраста можно уже наблюдать проявления сопереживания в том или ином виде. Нужны определенные условия для развития эмпатии, а также для способности к сопереживанию. Также, способность в сопереживании выделяется этапами развития эмпатии: получение собственного положительного опыта; осознание собственных эмоций и чувств; осознание того, что предположительно чувствует другой человек. Мониторинг в дошкольных образовательных учреждениях выявил конкретный факт: ситуация развития детей не всегда может поспособствовать потребности в эмоциональном переживании ребенка. Исследования указывают на возрастание количества детей с понижением эмоционального интеллекта, повышением тревожности и агрессии, со снижением эмоциональной отзывчивости и сопереживаниям в плане неудач и радостям удач других, со снижением проявления чувств. Сегодня очевидным становится факт того, что большинству детей требуется та или иная психологическая поддержка. Очень большое количество неблагоприятных факторов из различных сфер жизни человека оказывают сильное влияние на детей, будь то: чрезмерно большой поток необработанной или обработанной в разной степени информации; бесконтрольное пользование современных технологий, программ, сервисов, устройств и гаджетов. Современный век развитого технического прогресса в целом оказывает пагубное влияние на живое общение, не только у детей. Все больше внимания уделяется просмотру телевизионных передач, виртуальному общению. Очень критично и сильно оказывает влияние отсутствие родителей в процессе воспитания. Это находит свое отражение в чрезмерной занятости родителей и их отдыхе не где-то вместе с детьми за полезным и расслабляющим занятиями, а за просмотром телевизора, смартфона и прочих технических новшеств современности. Перекос внимания родителей идет именно в сторону заботы о физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Часто родители полностью забывают об эмоционально-личностном становлении чада. Данное оставление этого направления развития ребенка, либо дефицит внимания к нему приводит к неприятным последствиям. Научные исследования И.Ю. Кулагиной [2, с. 134], В.С. Мухиной [3, с. 78], Д.Б. Эльконина [8, с. 215] в области воспитания и развития детей показали, что многие эмоционально-личностные трудности, с которыми сталкиваются дети, в значительной мере обусловлены особенностями семейного воспитания. Г.М. Бреслав [1, с. 56] отмечает в качестве весьма значимого фактора эмоционального неблагополучия дошкольников: отсутствие эмоциональной саморегуляции в конце дошкольного возраста, эмоциональной децентрализации и эмпатии. В основе продвижения и развития эмоциональной децентрации в дошкольном возрасте стоит такое явление, как позиционное эмоциональное переключение. Механизм децентрации в своем становлении происходит после прохождения стадии эгоцентризма и перемены позиции индивида в результате процесса столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной позиции. Социализация эмоций имеет в своем корне такой феномен, как эмоциональная децентрация и эмпатийность, как следствие такой децентрации. Как следствие, эмоциональная децентрация способствует развитию эмпатии, занимающей важное место в сфере социальных эмоций дошкольника. Эмпатия ведет свое построение от умения детей правильно распознавать эмоциональное состояние человека. В непростой многоуровневой структуре эмпатии заложена совокупность когнитивных, поведенческих и эмоциональных элементов, которые опосредованы опытом социального взаимодействия. Развитие эмоций проходит путь прогрессивного развития и рассматривается преимущественно по законам развития высших психических функций. В связи с чем развитие социальных эмоций предполагает переход от внешних социально детерминированных форм эмоций к внутренним эмоциональным процессам. Поэтому на протяжении дошкольного детства у ребёнка постепенно формируются совершенно новые чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные), напрямую с натуральными аффектами и с удовлетворением органических потребностей не связанные. Дошкольные образовательные организации, в соответствии с условиями и принципами ФГОС, ставят своей задачей эмоционально-личностное развитие детей, вместе с адекватным поведением, управлением негативным эмоций, освоением норм социального поведения, конструктивным построением взаимоотношений с окружающими. Детские сады дают уникальную возможность полного построения внутренней структуры собственного «Я» и своего образа. Появляется возможность усилить или обрести положительные качества для построенного образа, опираясь на оценки окружающих, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, при успехах и неудачах в той или иной деятельности или общении. Есть следующие диагностические методики эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста: модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (В.Б. Никишина) [5, с. 54]; методика «Сюжетные картинки» (И.Б. Дерманова) [4, с. 35]; методика «Эмоционально-обусловленное поведение дошкольника» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [6, с. 108]; модификация теста «Распознавание эмоций» (Чередникова Т.В.) [7, с. 73]. Помощи в стабилизации эмоционального состояния ребенка может помочь включение в образовательный процесс таких элементов, как: эмоционально-развивающая среда и специальные игры и упражнения. Это способствует проявлению большей эмпатии и интерпретации как у взрослых людей, так и у сверстников. Всестороннее развитие личности в своем полноценном развитии отображается именно в построении грамотной эмоциональной сферы дошкольника. Она находит свое отображение в способности переживать свое отношение к окружающему миру и окружающим людям, ведя акцент внимания ребенка на таких аспектах, как нормы повседневной жизни и этике. Важную и очень огромную роль играют именно те условия, которые способствуют развитию и росту дошкольника, а равно и опыт, извлеченный в таких условиях.
Список используемых источников:
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: УРАО, 1999. 175 с.
3. Мухина В.С. Детская психология. М.: Книга по Требованию, 2013. 272 с.
4. Дерманова И.Б. Методика «Сюжетные картинки» // Диагностика эмоционально-нравственного развития. Санкт-Петербург, 2002. С. 35.
5. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 128 с.
6. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника. М.: Академия, 2012. 368 с. Научный альманах · 2021 · N 11-3(85) | 47 · https://ukonf.com/na · ISSN 2411-7609 · Science Almanac ·
7. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 304 с.
8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2008. 383 с.
Поделиться в социальных сетях:
Развитие эмоциональной сферы дошкольников